Закрыть

Назад
     
Далее

Свяжитесь с нами!

market@prestigesalon.ru

Все фото


Франция
  Общая информация     Туры по стране     Памятка для туриста     Виды путешествий  
Париж


      Париж (фр. Paris) — столица Франции, важнейший экономический и культурный центр страны. Расположен на севере центральной части Франции, в регионе Иль-де-Франс, на берегах реки Сена. 


География
      Город расположен в центре Парижского бассейна, примерно 65 м над уровнем моря. Границы Парижа очерчены бульваром Периферик (Périphérique) — кольцевой автострадой. Иногда к территории Парижа относят находящийся к западу от города Булонский лес и расположенный на востоке Венсенский лес. Площадь города составляет 105 км², если включать площадь этих парков, и около 87 км² без них. Сена течет через город с востока на запад, на правом северном берегу доминирует холм Монмартр. На левом берегу доминирующей вертикалью является башня Монпарнас. В центре Парижа река распадается на рукава, омывающие два острова — Сите и остров Св. Людовика (Сен-Луи). Ещё один остров, Лебяжий, расположен в западной части города.

      Араго - медальон рядом с пирамидой Лувра - Парижский меридиан, который был определён в 1718 году Жаком Кассини и более точно измерен в 1806 французским физиком Араго, являлся до 1884 года нулевым меридианом. Он проходит через парижскую обсерваторию и обозначен с помощью столбиков по всему Парижу, а также с помощью специальных отметок (бронзовых Араго-медальонов в честь знаменитого физика) на мостовых, тротуарах и зданиях, в том числе и на Лувре. После публикации популярного романа Дэна Брауна «Код да Винчи» некоторые из отметок были украдены.

      Река Сена соединяет Париж с внутренними частями страны (Бургундия) и с Ла-Маншем. Река оказалась важнейшим фактором для создания и развития города, начало которому положили многочисленные в то время острова на Сене. Сена разбивает Париж на на две неравные части - северную (rive droite, правый берег) часть, где происходят все финансово-торговые дела, и южную (rive gauche, левый берег), которая благодаря Латинскому кварталу считается районом интеллигенции. На рынке недвижимости большим спросом пользуется именно левый берег, как более пригодный для житья.

      Остров Сите в самом центре Парижа — самая старая часть города, он был заселён в античные времена. В 1584 году Генрих III приказал объединить 3 маленьких острова восточней Сите и присоединить их к Сите. Таким образом за несколько веков площадь выросла с первоначальных 8 до 17 гектаров. Вырученные от продажи домов деньги пошли на строительство моста, соединяющего оба берега. Новый мост (Pont Neuf) является сегодня самым старым из сохранившихся мостов Парижа.

      Остров Святого Людовика, меньший из сохранившихся островов, также возник путём объединения трех маленьких островков. В отличие от Сите, он оставался незаселённым до начала XVII века. В 1618 году началось строительство домов ремесленников и торговцев, чуть позже, с 1638, стали возводить роскошные апартаменты для высокопоставленных лиц.

      Прежний Лебединый остров стал в 1773 частью Марсова поля, однако название закрепилось за узкой искусственной дамбой, которая была создана в 1825 году в качестве опоры для моста Бир-Хакем. На нижней оконечности острова стоит уменьшенная копия Статуи Свободы, подаренная Парижу благодарными американцами.


Климат
      Париж располагается в зоне умеренного климата. Средняя годовая температура составляет 10,9°C, среднее годовое количество выпавших осадков - 585 мм.

      Самым жарким месяцем является июль со средней температурой 19,0°C, самым холодным - январь с температурой в 3,1°C. Наибольшее количество осадков выпадает в августе, в среднем 62 мм; наименьшее - в марте, в среднем 32 мм.

      Начиная с 1873 ведутся регулярные метеорологические замирения для Парижа. Самая низкая зарегестрированная температура составила -23,9°C (10 декабря 1879). Самая высокая зарегистрированнная температура составила 40,4°C 28 июля 1947 (измерена в Парке Монсори).


История

Античные времена
      План Парижа, 1223 год, Город был образован в середине III века до н. э. из кельтского поселения Лютеция племени паризиев на месте современного острова Сите. Первое письменное упоминание о Лютеции встречается в 6-ой книге Юлия Цезаря о войне с Галлией в 53 г до н. э.

      Когда в 52 году до н. э. римляне после первой неудачной попытки во второй раз попытались подойти к городу, паризии подожгли Лютецию и разрушили мосты. Римляне оставили им остров и построили на левом берегу Сены новый город. Там они возвели термы, форум и амфитеатр. В Римской Империи город не имел большого влияния.

Средние века
      Правление римлян закончилось к 508 году, когда Париж стал столицей Меровингской династии франков под правлением Хлодвига I. Во время правления Каролингов на город вновь напали норманны. Капетинги сделали Париж столицей Франции. При Филиппе II Августе была усилена оборона города: в 1190 была построена стена на правом берегу Сены, а в 1210 — на левом берегу. По распоряжению Филиппа был возведён Лувр на западной окраине Парижа.

      В 1181 году открылся первый крытый рынок, и в 1301 на острове Сите был построен королевский дворец. В южной части города из слияния нескольких маленьких школ образовалась Сорбонна. Карл V велел обновить стену на левом берегу для защиты от англичан; в 1370 он распорядился построить ещё одну стену на правом берегу на месте сегодняшних Больших Бульваров. Во время Столетней войны Париж был занят с 1420 по 1436 год англичанами.

Новое время
      Во время гугенотских войн с 1562 по 1598 город находился во власти католиков. В Варфоломеевскую ночь 24 августа 1572 были убиты тысячи гугенотов. По распоряжению Людовика XIV было установлено уличное освещение, обновлена система водоснабжения и построены госпитали Дом Инвалидов и Сальпетри. Городские стены были разрушены, и на их месте построили «Большие Бульвары». Резиденция короля переехала в Версаль, однако Париж по-прежнему оставался политическим центром Франции, благодаря растущему населению и ведущей роли Парижа в экономике страны.

      Взятие Бастилии ходе Французской революции (1789) была упразднена монархия, что привело к учреждению Первой республики. В 1844 в защитных целях на месте сегодняшней кольцевой дороги вокруг города («переферик») были возведены укрепления длиной 39 км. С 94 бастионами и 16-ю фортами это было самым большим защитным сооружением в мире.

      Эйфелева башня была построена к Всемирной выставке 1889 года 1855, 1867, 1878, 1889, 1900 и 1937 годах в Париже проходили Всемирные выставки, что лишний раз подчеркнуло культурное и политическое влияние города. После заката Второй империи и захвата Парижа немецкими войсками Парижская коммуна, состоящая из рабочих, ремесленников и мелких буржуа, выступила против временного консервативного правительства республики. В 90-е годы 19 столетия и первое десятилетие 20 века, известные также как «Прекрасная эпоха» (La Belle Époque), Франция переживала небывалый подъём и экономическое развитие. В 1900 и 1924 в Париже проводились II и VIII Олимпийские игры. В 1921 году население Парижа превысило три миллиона человек.

      В годы Второй Мировой войны город был занят немецким вермахтом, оккупация продлилась до конца августа 1944.

      Майские события во Франции 1968 года вызвали волну массовых беспорядков и демонстраций и привели в конечном счёте к смене правительства. В середине 80-х годов в Париже периодически возникали волнения; в основном бунтующими были жители прилегающих к Парижу районов, заселённых иммигрантами. В 2005 происходили наиболее разрушительные беспорядки, которые вскоре распространились на другие города Франции.


Религия
      80 % населения крещёные, 75 % относят себя к католикам, большинство из них — католики латинского обряда, некоторые — приверженцы армянского и украинского обряда. Общим счётом в Париже находятся 94 католических общины, кроме того 15 православных церквей, 7 синагог (220.000 иудеев), 2 мечети для 50.000 мусульман, большей частью суннитов.


Административное деление 
      Париж официально делится на 20 муниципальных округов, пронумерованных от центра к периферии по спирали. Округa, начиная с 12, имеют выход на границы города. Каждый округ в свою очередь разделён на четыре квартала, в каждом из которых есть своё отделение полиции.


Политика
      Бертран Деланое от Социалистической партии Франции занимает пост мэра с 18 марта 2001 года. Деланое — первый политик со времен Парижской коммуны, придерживающийся левых взглядов, который сумел войти в состав городского правления. За него проголосовали 92 из 163 членов городского совета. Его единственный конкуррент Жан Тибери получил всего лишь 12 % голосов. До этого Парижем традиционно управляла голлистская партия ОПР.


Экономика
      Париж — важнейший экономический центр Франции. Почти четверть всех производственных предприятий страны открыли в метрополии свои филиалы и штаб-квартиры. Так как город привлекает огромное количество посетителей, Париж является излюбленным местом производителей товаров потребления. Париж прежде всего известен производством предметов роскоши (одежда от кутюр, ювелирные изделия, парфюмерия). Ведущими отраслями являются химическая промышленность, автомобиле- и машиностроение и производство электроприборов.

      Квартал Дефанс — деловой центр ПарижаБольшое влияние на экономическую политику оказывает государство. Большую роль в истории развития экономики сыграл меркантилизм (в частности, кольбертизм). В последние годы масштабы вмешательства государства в экономику уменьшились, часть промышленности была приватизирована, однако наиболее важные отрасли, такие как энергетика, по-прежнему находятся под контролем государства.

      В Париже расположилась большая часть французских банков, страховых компаний и прочих предприятий, оказывающих финансовые услуги. С 90-х годов XX века сюда кроме того стремятся все большее число международных концернов. Сегодня Париж является одним из важнейших торговых центров Европы и считается одним из самых обеспеченных регионов Европы.

      Благодаря сосредоточению национальных и международных фирм в городе, Париж обеспечивает примерно треть ВВП страны. Одной из проблем города остаётся безработица, уровень которой соответствует уровню безработицы во всей Франции. В 90-х годов Париж лишился почти четверти миллиона рабочих мест. Причиной тому послужило сокращение рабочих мест в промышленности и переезд рынка финансовых услуг в соседние регионы. Так, к примеру, в 50-60-е годы деловым центром города стал современный квартал Дефанс на окраине Парижа.

      Издательство Le Figaro, рынок телекоммуникационных услуг Франции также расположен главным образом в Париже. Крупнейшими медийными концернами можно назвать Vivendi Universal, Groupe Lagardère, Groupe TF1. В Париже находятся издательства крупнейших ежедневных газет «Le Figaro», «Le Monde», «Libération» и множество других издательств.


Транспорт
      Бульвар Периферик — крупный транспортный узел страны. Он связан сетью автомагистралей и скоростных дорог с остальными частями Франции. Большое значение имеет опоясывающий город бульвар Перифирик (окружное кольцо) с 8 полосами движения — он распределяет движение вокруг Парижа. Почти все важнейшие автомагистрали Франции ведут через Париж и впадают в Периферик во всех возможных направлениях: А1 из Лилля, А4 из Реймса, А5 из Дижона, А6 из Лиона, А77 из Невера, А10 из Орлеана, А13 из Руана и А16 из Амьена.

      В Париже функционирует второй по величине речной порт в Европе. Париж обслуживают три международных аэропорта. «Шарль де Голль» с 48,3 миллионами пассажиров за год (данные 2003 года) является третьим в Европе, Орли с 23,1 млн пассажиров стоит на девятом месте. Более старый аэропорт Ле Бурже находится за пределами агломерации и используется главным образом частными самолётами и небольшими авиакомпаниями.

      Вокзал Сен-Лазар со входом на линию метро 14. Наиболее важные железнодорожные линии Франции проходят через Париж. В направлениях Лилль на севере, Ренн и Бордо на западе, Лион и Марсель на юге и Страсбург на востоке существуют скоростные линии, обслуживаемые сетью скоростных электропоездов TGV. Другие важные линии железнодорожного сообщения — линия Eurostar, соединяющая Париж с Лондоном, и линия Thalys, ведущая через Брюссель в Кёльн и Амстердам. Шесть крупнейших пассажирских вокзалов: Гар де Лион, Сен-Лазар (особенно перегружен), Восточный вокзал, Северный вокзал, вокзал Аустерлиц и вокзал Монпарнас. Связь между вокзалами осуществляется с помощью общественного транспорта. Для грузоперевозок используются вокзалы Ле Бурже, расположенный в одноименной коммуне, и Vaires с ведущими от него кольцевыми линиями (Grande Ceinture) вокруг города.

Городской общественный транспорт
      Типичный вход на станцию метро, созданный Эктором Гимаром. Ежедневно на работу в Париж приежает большое количество людей на собственном транспорте, что осложняет передвижение и парковку в черте Парижа. Поэтому власти города активно агитируют владельцев автомобилей перейти на общественный транспорт.

      Самым удобным и быстрым транспортом Парижа считается метро, которое является одним из старейших в Европе — первая линия была открыта 19 июля 1900 года. Парижский метрополитен состоит из 16 линий (14 полных и 2 дополняющих; некоторые линии имеют на концах разветвления) общей протяжённостью 212,5 км, что делает его одним из самых больших в мире. Ежедневно метро перевозит около 5 млн человек. Парижский метрополитен открыт с 5.30 до примерно часа ночи, а его станции расположены так, что максимальное расстояние между точкой нахождения и ближайшей станцией метро составляет не более 500 м. В последние годы некоторые линии были продлены за черту города, чтобы обеспечить сообщение с ближайшими пригородами, например, Сен-Дени.

      Дополнительно существует региональное экспресс-метро (RER), представляющее собой что-то среднее между метро и электричкой. Сеть RER состоит из 5 линий (A, B, C, D, E), которые обслуживают важнейшие туристические объекты (Лувр, Эйфелеву башню, Триумфальную арку, Нотр-Дам), аэропорты и все парижские вокзалы кроме вокзала Монпарнас. В центре Парижа на месте бывшего рынка Ле-Аль была сооружена огромная пересадочная станция Шатле для осуществления пересадок с метро на RER. Главной задачей экспресс-метро является скоростное пригородное сообщение.

      Трамвай на линии Т3С 21 ноября 1853 года в Париже появились первые в Европе конные дороги, современным аналогом которых можно считать трамвай. Электрификация сети городского транспорта началась в ноябре 1881 года, и 14 августа 1938 года конные дороги были упразднены. Спустя 54 года (с 6 июля 1992) в Париже начали ходить трамваи. Сеть парижского трамвая состоит из четырёх линий, три из которых соединяют парижские пригороды, и лишь одна (Т3) проходит в городской черте.

      Линия Т3 общей протяжённостью 7,9 км была открыта 16 декабря 2006 года. Её маршрут проходит от моста Пон Гарильяно до станции метро Порт д'Иври и насчитывает всего 17 остановок. Ежедневно этой трамвайной линией пользуются до 100 000 пассажиров. Это число в два раза превосходит число пассажиров, перевозимых автобусами по тому же маршруту до открытия Т3. Помимо строительства самой линии, вдоль всего маршрута были установлены различные памятники, высажены около 1000 деревьев и сооружены широкие дорожки для велосипедистов.

      В Париже имеется большая автобусная сеть. Автобусы с трёхзначными номерами осуществляют сообщение с пригородами, маршруты автобусов с двузначными номерами проходят только в черте города. Большинство автобусных линий работают с 6.30 до 20.30, некоторые линии по воскресеньям и праздничным дням закрыты. Также работают ночные автобусы. Так, Autobus de nuit работают до часа ночи, а Noctilien или Noctambus перевозят пассажиров всю ночь. Основное неудобство автобусов заключается в возможных пробках в часы пик, а также в более дорогой стоимости проезда, чем на метро.

      Монмартробюс, проходящий вблизи кабаре Мулен РужСуществуют специальные маршруты автобусов, предназначенные прежде всего для уристов. Маршрут Balabus проходит через центр города, охватывая многие его достопримечательности. Petite Ceinture (PC) объезжает исторические границы города. А Монмартробюс (Montmartrobus) проходит от площади Пигаль до верхушки Монмартра по всем узким историческим улицам холма.

      Ранее также существовала троллейбусная сеть, впервые использовавшаяся во время Всемирной выставки с 15 апреля до 12 ноября 1900 года. Затем троллейбусы работали с 1912 по 1914 год, после Первой Мировой войны в период с 7 апреля 1925 до 8 июля 1935 года. После 7-летней паузы эксплуатация троллейбусов возобновилась во время Второй Мировой войны, но 1 апреля 1966 года троллейбусы окончательно вышли из пользования.


Образование и наука
      Сорбонна. Различия между Парижем и остальной частью Франции наиболее видны в области образования. Самые престижные учебные заведения Франции находятся в её столице. Основанная в 1257 году Сорбонна является старейшим университетом Франции. Робер де Сорбон основал теологическую школу (так называемый «Сорбоннский дом») с целью обучить несколько десятков бедных студентов богословию. Однако благодаря именитым преподавателям и богатой обстановке, Сорбонна (своё название университет получил лишь в XIV веке) становилась всё более популярной и позже стала самым крупным и престижным образовательным учреждением Парижа и Франции. Вокруг Сорбонны образовался знаменитый Латинский квартал, чьё название затем распространилось и на студенческие кварталы других городов. В 1968 году после проведения реформы, чему поспособствовали массовые беспорядки и демонстрации, Парижский университет был разделён на 13 независимых частей, 5 из которых сейчас располагаются за пределами Парижа.

      Университет Париж-Дофин Париже также расположен Институт Франции (Institut de France), состоящий из 5 академий, главной и самой престижной из которых считается Французская Академия (Académie française), ставшая частью Института в 1803 года. Французская Академия произошла из парижского литературного кружка, основанного в 1629 году Валентэном Конраром. В 1634 по поручению кардинала Ришельё состав кружка был расширен до 34 человек, и 22 февраля 1635 Академия получила статус государственного научного учреждения. С 1803 года она располагается в здании Collège des Quatre Nations напротив Лувра.

      Другими престижными учебными заведениями являются основанный в 1530 году Коллеж де Франс, Политехническая школа (с 1794 года), Высшая нормальная школа, Католический институт (1875), Горный институт и Национальный институт управления, который теперь располагается в Страсбурге.

      Овальный зал в старом здании Национальной библиотеки - самая большая библиотека Парижа — Национальная библиотека Франции, основанная в 1368 году королём Карлом V из своей личной библиотеки в Лувре. На момент основания библиотека насчитывала всего 911 манускриптов, так как в те времена было принято уничтожать после смерти монарха все его документы. Этот обычай нарушил Людовик XI, с которого и началось расширение фонда. 14 июля 1988 президент Франсуа Миттеран объявил о строительстве нового здания Национальной библиотеки, которое началось в декабре 1990 года. Здание было построено по проекту архитектора Доминика Перро и сдано в пользование 20 декабря 1996 года. Сейчас библиотека насчитывает более 10 миллионов печатных изданий.

      В Национальном архиве Франции, расположившемся в особняке Субиз, помимо рукописей и документов французских королей собраны важнейшие документы, связанные с историей Франции, как например, письмо Жанны д’Арк или приказ о взятии Робеспьера под стражу.


Культура и искусство
      В Париже находится огромное количество достопримечательностей, к числу которых относятся не только архитекрурные постройки, но также и улицы, мосты и площади. Французская столица насчитывает около 160 музеев, 200 художественных галерей, 100 театров, более 650 кинотеатров и более 10 000 ресторанов. Здесь можно найти культурное мероприятие на любой вкус, будь то концерты, выставки, кинофестивали, показы моды или спортивные соревнования. Дворец Фонтенбло в 1979[6], Версальский дворец в 1981[7] и набережная Сены в 1991 году[8] вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Музеи
      Лувр с подсвеченной пирамидой, служащей главным входом в музей. Открытый в 1793 году в бывшей резиденции французских королей музей Лувр содержит одну из крупнейших и значимых коллекций в мире. Коллекция состоит из 30 000 экспонатов от античных времён до конца 19 века. Здание музей расположено в самом центре Парижа между правым берегом Сены и улицей Риволи. Сооружённая в 1989 году во внутреннем дворе Лувра стеклянная пирамида служит отправной точкой так называемой исторической оси, проходящей по Елисейским Полям.

      Музей Орсе расположился в здании бывшего железнодорожного вокзала Гар д’Орсе на правом берегу Сены напротив садов Тюильри. Вокзальное здание было построено по проекту Виктора Лалу в 1900 году для сообщения между Парижем и Орлеаном, однако было закрыто в 1939 и в 1978 году получило статус исторического памятника. С 1980 по 1986 год под руководством Гае Ауленте здание переделали под новый музей. Музей Орсе прежде всего знаменит коллекцией французских импресионистов. Вместе с тем здесь выставляются картины, скульптуры, фотографии и мебель периода 1848—1914 годов всех возможных направлений искусства.

      Культурный центр Жоржа Помпиду, построенный в 1977 году по проекту Ренцо Пиано, Ричарда Роджерса и Жанфранко Франчини Культурный центр Жоржа Помпиду является главным центром современного искусства Франции. В здании находится не только музей с выставленными в нём работами последователей сюрреализма, фовизма, кубизма и абстрактного экспрессионизма, но и библиотека, кинозалы, книжные магазины и студии детского творчества. Примечательно само устройство здания — вся инфраструктура (лифты, вентиляционные шахты, эскалаторы) вынесена наружу и раскрашена в яркие цвета.

      Музей Пикассо содержит всего лишь около 250 экспонатов, но является одним из самых красивых музеев Парижа. Экспозицию составляют работы (главным образом картины и скульптуры) самого Пикассо, а также собранная им коллекция работ других художников — Жоржа Брака, Поля Сезанна, Анри Матисса и Амедео Модильяни. Музей расположился в отстроенном в 1656—1659 годах особняке Сале в квартале Марэ.

      Внутри музея Орсе средневековом дворце аббатов Клюни сейчас находится Музей Средневековья (Музей Клюни) с коллекцией средневековых предметов искусства. Отсюда можно попасть в сохранившиеся руины терм галло-римского периода. В сентябре 2000 года рядом со зданием музея был разбит средневековый сад (jardin médiéval) площадью 5000 км².

      К Всемирной выставке 1900 года в качестве выставочных залов был спроектированы два дворца — Гран-Пале и Пети-Пале (соответственно Большой и Малый дворцы). В Большом дворце не только выставляются предметы искусства, но также и проходят различные ярмарки- выставки, как например, автомобильная выставка Mondial de l’automobile de Paris. В Малом дворце нашли место коллекции живописи французского и итальянского Ренессанса, а также картины фламандских и голландских мастеров.


Достопримечательности
      Вид на город с Эйфелевой башни. Своей красотой, изысканным стилем и роскошью Париж вдохновлял и вдохновляет артистов и мыслителей. За это его иногда называют «Городом света».

      Символом Парижа является Эйфелева башня, видная из многих уголков юго-западной части города.

      Другим символом Парижа стала Триумфальная арка, соединённая с Площадью Согласия знаменитой улицей Елисейские Поля. К Площади Согласия с восточной стороны по оси Елисейских Полей примыкает сад Тюильри, разбитый в французском («регулярном») стиле, и далее в этом же направлении, знаменитый Лувр — многовековая резиденция французской королевской семьи, а ныне один из самых богатых мировых музеев живописи и скульптуры.

      В историческом центре города, на острове Ситэ, находятся две самых знаменитых церкви Франции: Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) и Святая капелла (Сент-Шапель).

      Архитектурные направления двадцатого века оставили городу такие памятники как Культурный центр Жоржа Помпиду, в котором сейчас расположен музей современного искусства, новое здание оперы на площади Бастилии, торговый центр Ле-Аль, построенный на месте «Чрева Парижа», а также район Ла Дефанс, представляющий собой архитектурный комплекс из небоскрёбов и зданий и сооружений с авангардными формами. Представляет также несомненный интерес парковый ансамбль Научно-промышленный городок (северо-восток Парижа) вдохновлённый идеями футуризма, в котором находится крупный музей науки и техники, а также серия мультимедийных аттракционов трёхмерного и пространственного кино.


Архитектура
      Внешний вид современного города был задан в середине 19 в. в результате грандиозной перестройки. Многие века до этого он представлял собой лабиринт узких улиц и деревянных домов. В 1852 г. по плану усовершенствования города, задуманному бароном Османом, были разрушены целые кварталы ветхих построек, а на их месте появились широкие проспекты и выстроенные в единую линию каменные здания в неоклассическом стиле, столь характерные для новой эпохи буржуа. Принципы градоустройства времен Наполеона III и сейчас не потеряли своей актуальности: высота и размеры зданий подчиняются единому закону равномерности, и с середины 19 в. было сделано всего лишь несколько исключений из правил. Благодаря этому Париж остается «плоским».

      Неизменные границы города, его четкий план устройства и нехватка места для нового строительства постепенно превратили город в действующий и живущий музей. Ради сохранения великого наследия законы затрудняют постройку новых зданий и коммуникаций в центре, поэтому значительное число деловых организаций переехало или планирует переезд в удобные пригороды. Уже сейчас за пределами исторического города находятся бизнес-район Дефанс, крупный продовольственный рынок (район Ранжи), важные образовательные учреждения (Политехнический институт), известные на весь мир научные лаборатории, спортивные сооружения и даже министерства (к примеру, Министерство транспорта). Их примеру в 2010 г. последует и национальный архив.


ВВЕРХ